В Симферопольской детской художественной школе – новая экспозиция по итогам выпускных экзаменов. Сейчас школа готовится к приему новых учеников. Ожидается увеличение конкурса до 4–5 человек на место. Об изменившихся условиях жизни и неизменном интересе детей к творчеству мы размышляем с директором школы И. Бороховым.
– Илья Данилович, как вы оцениваете результаты выпускных экзаменов?
–Мы выпустили 55 человек, пять классов. Работы у ребят очень хорошие. Дети порадовали нас по всем предметам – от рисунка, живописи и композиции до лепки и истории искусства. А надо сказать, что требования у нас изначально очень высокие и мы их последовательно повышаем от младших классов к старшим.
– Как построена система обучения?
– По принципу подготовки художников в Петербургской школе при Академии художеств и Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Это традиционные школы реалистического направления, дававшие фундаментальное художественное образование. Раньше и учили детей в них целых 10 лет. А вообще – художник учится всю жизнь. И начинающий, и вполне сложившийся.
– Изменились ли дети, поступающие к вам? Что их теперь интересует в первую очередь?
–Дети стали менее романтичными и более прагматичными. Они очень быстро реагируют, быть может, еще не вполне осознанно, на изменения социальные и четко понимают, что им нужно от занятий художественными предметами. А наша система обучения формирует достаточно жесткие рамки в овладении мастерством. Если ученик не усвоил базовых навыков первого-второго классов, он не сможет выполнять более сложные задания в старших. Поэтому у нас нет обязательного перевода в следующий класс. Конечно, неоценима роль преподавателя. Его главная задача – пробудить интерес у детей, организовать и учебный, и методический, и творческий процесс. И если это удается, тогда дети испытывают восторг от того, что они в себе открывают. Они окрылены и работать начинают самозабвенно. В результате, ребенок не только учится с удовольствием, но и привыкает все задания выполнять вовремя, обретает навыки уверенности исполнения заданий. А для художника – это жизненно важно. Скорость, аккуратность, оригинальность – вот слагаемые профессионального успеха. Но, чтобы достичь такого уровня, надо осознанно трудиться каждый день!
– С какого возраста вы принимаете учеников в школу?
– Обычно, это ученики третьих-четвертых классов общеобразовательной школы, лет 10–12-ти. Но есть у нас группы и для ребят постарше. От 13 лет и далее. Приходят даже взрослые люди. Две группы занимаются по особой программе, проходят все спецпредметы, кроме лепки и истории искусства.
– Раннее знакомство с историей искусства влияет на ребят?
– Не просто влияет, а оказывает определяющее воздействие, формирует их эстетически, социально, даже гражданственно. Достоинство, благородство, красота, чувство долга – все формируется на базе знакомства с великими произведениями искусства, все управляется по законам красоты и гармонии. Ребенок открывает в себе творца, начинает относиться к самому себе строже и в то же время становится более изысканным, в том числе и во внешних проявлениях, в одежде, в манерах. У наших ребят – даже глаза особые! Я глубоко убежден, что школа эстетического воспитания должна функционировать параллельно с обычной общеобразовательной в качестве различных факультативов, кружков, художественных школ. Это, безусловно, задача государственного уровня, но нам нужно ее решать и нашими силами.
– Как вы попали на Международный пленэр, проводившийся в Витебске?
– Получив приглашение от Международного фонда гуманитарного сотрудничества, мы сформировали делегацию из четырех человек – два преподавателя и два ученика. Они прошли своеобразный внутренний отбор, так как на занятиях Пленэра в очень ограниченные сроки нужно было выполнить большой объем заданий.
– Кто помогал «снарядить» такую делегацию?
– В осуществлении поездки поддержку оказал Русский культурный центр во главе с его директором М. Голубевым. Благодаря этому участию наши делегаты были обеспечены средствами на проезд и 10-дневное проживание. С удовлетворением подчеркну, что часть работ, выполненных там, оставлена в фондах. По оценкам организаторов, наши «показали высокий класс».
– Илья Данилович, как думаете отмечать юбилей Симферопольской детской художественной школы?
– 60-летний юбилей – дело непростое, ни за день, ни за месяц не подготовиться. А планы самые серьезные. Намечаем провести большую ретроспективную выставку в залах Центрального Дома художника и издание каталога лучших работ учащихся на 150–200 страницах. Надеюсь, что и то, и другое проведем на самом высоком уровне. Ведь если есть мир в сердце – появляются шедевры!
Екатерина БОРОДИНА
|